Букина П. М.
Котова К.Ю.
доцент, кандидат экономических наук ФГБО УВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет»
Для оперативного принятия экономически обоснованных управленческих решений современным руководителям требуется полная информация о финансово-хозяйственной деятельности компании. Именно поэтому возникла потребность в формировании единой системы корпоративного управления, способной обеспечить качественную поддержку предприятия при выработке и реализации экономически целесообразных управленческих решений. Применение возможностей подобной корпоративной системы управления способствует росту конкурентоспособности и прибыльности деятельности предприятия. Таким образом, эффективная управленческая деятельность невозможна без наличия информации, которая интегрирована в учетной системе управленческого учета. Будучи залогом эффективности системы управления в компании, управленческий учет все чаще становится одним из обязательных ее элементов, что и определяет актуальность его внедрения на современных предприятиях. Только грамотно сформированная учетная политика даст возможность построить эффективную систему управленческого учета.
Актуальность изучения порядка составления учетной политики нельзя оспорить, поскольку от качества её формирования зависит налоговая нагрузка и качество составленной бухгалтерской отчетности.
Учетная политика является обязательным документом для любого экономического субъекта. Обязанность его формирования закреплена федеральным законом «О бухгалтерском учете». Согласно положениям данного нормативного документа стандарты учета отдельного субъекта хозяйствования являются четвертым уровнем нормативной документации, регулирующим ведение учета. В зависимости от своих потребностей хозяйствующий субъект решает для себя, в какой форме будут представлены применяемые им стандарты бухгалтерского учета. Как правило, небольшие субъекты экономики ограничиваются только учетной политикой, тогда как более крупные организации, имеющие на своем балансе разнообразное имущество, помимо учетной политики разрабатывают внутрифирменный учетный стандарт. Так как наличие большого количества всевозможных фактов хозяйственной жизни требует детальной проработки алгоритмов учетного процесса[4, с. 140].
Организовать разработку учетной политики должен руководитель экономического субъекта. Как правило, этим занимается главный бухгалтер. Поручить разработку данного документа можно также специализированной компании, как обслуживающей ведение учета в порядке аутсорсинга, так и по договору об оказании консультационных услуг. Если руководитель экономического субъекта выполняет обязанности бухгалтера и обладает достаточными знаниями для разработки этого главного учетного документа компании, то он может сделать это самостоятельно. Зачастую главный бухгалтер не разрабатывает учетную политику единолично. Особенно это касается организаций с масштабной организационной и производственной структурой, выполняющей трудоемкие операции по своей основной деятельности. В данном случае главный бухгалтер консультируется с руководителями подразделений относительно тонкостей и нюансов технологического процесса, эксплуатации оборудования и т.д. Руководитель, как заинтересованное лицо, также может принимать в данном процессе участие и выражать свое мнение и пожелания[3, с. 351].
Учетная политика является способом получения достоверных данных с минимальными затратами на получение первичной информации и её обработку. При формировании учетной политики должны учитываться интересы всех пользователей. Учетная политика является способом создания представления обо всей совокупности показателей, характеризующих деятельность компании, что оказывает влияние на эффективность внутреннего контроля и управления.
При проверке учетной политики следует ознакомиться со следующими документами:
- приказом, утверждающим учетную политику,
- рабочим планом счетов,
- формами первичных документов,
- правилами документооборота,
- методикой учета отдельных объектов,
- пояснительной запиской [2, с. 18].
Учетная политика позволяет компании эффективно заниматься налоговым планированием, что приведет к повышению эффективности работы компании.
Перед руководством устойчиво развивающегося предприятия стоит задача перехода от традиционного пассивного констатирующего контроля к его активным формам, в частности, к контролю учетно-аналитического обеспечения, прогнозирования и обоснования организационных и экономических решений [7, с. 275].
Налоговый и бухгалтерский учет в строительных организациях имеет свою специфику, связанную с тем, что фирмы, которые действуют в этой сфере, могут быть инвесторами, заказчиками, подрядчиками.
Учет в строительстве ведется с использованием счета 08, на котором формируются затраты на строительство объекта, в конце строительства данный счет закрывается и производится расчет налога на добавленную стоимость[6, с. 53].
Особенностями учетной политики строительной компании в целях бухгалтерского и налогового учета являются:
1. Определение даты получения дохода в зависимости от этапа выполнения работы равномерно или пропорционально доле доходов (расходов) отчетного периода в общей сумме доходов (расходов). При этом степень завершения работ по договору определяется в бухгалтерском учете в зависимости от доли доходов и расходов на конкретном этапе в общей сумме расходов на строительство. В налоговом учете стоимость работ по этапам может быть распределена либо равномерно, либо пропорционально доле фактических расходов в общей сумме расходов по смете.
2. Возникновение базы по налогу на добавленную стоимость в момент получения предоплаты от заказчиков – ранее фактического выполнения работ или конкретного их этапа.
3. Применяются как утвержденные, так и самостоятельно разработанные формы первичных документов, которые являются основанием для признания выручки и расходов в бухгалтерском учете. Определение выручки и расходов оказывает непосредственное воздействие на расчет налога на прибыль организаций и налога на добавленную стоимость.
Основными проблемами при формировании учетной политики строительной компании являются:
1. Сближение бухгалтерского и налогового учета в рамках определения даты получения дохода, в том числе поэтапно;
2. Определение момента возникновения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость, способы исключения из базы сумм полученной предоплаты;
3. Грамотное оформление первичных документов с целью исключения споров по определению налоговой базы по НДС и налогу на прибыль организаций[5 с. 77].
Рекомендации по совершенствованию учета в строительстве можно назвать следующие:
1. Для устранения расхождений бухгалтерского и налогового учета в части определения даты получения дохода необходимо, чтобы данные бухгалтерского учета возможно было использовать для расчета налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций. В целях исключения возникновения налоговой базы по НДС учет затрат необходимо вести на счете 86 «Целевые поступления», а не на счете 20 «Основное производство». В любом случае учет должен быть организован строго по статьям затрат в целях уточнения их обоснованности и целесообразности.
2. Для снижения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость необходимо исключение из неё сумм предоплаты путем четкого определения в учетной политике порядка расчета налога. Для исключения возможности исчисления НДС при получении предоплаты от «соинвесторов», необходимо рассматривать строительную организацию как посредника, перечисляющего денежные средства подрядным организациям.
3. Для снижения вероятности возникновения ошибок в налоговом учете необходимо закрепление в учетной политике форм документов, позволяющих определить завершение этапов работ. Ведение учета в строительных организациях должно производиться по статьям затрат с целью сближения с налоговым учетам по налогу на прибыль организаций. Также в учетной политике важно прописать порядок определения налога на добавленную стоимость после завершения строительства.
Ведение учета в строительных организациях должно производиться по статьям затрат с целью сближения с налоговым учетом по налогу на прибыль организаций. В учетной политике важно прописать порядок определения налога на добавленную стоимость после завершения строительства [9].
Описанная выше специфика учетной политики обуславливает содержание конкретных положений такой политики.
Структуру управленческой учетной политики строительной организации можно представить следующим образом:
1-й раздел организационный |
В нем фирме целесообразно зафиксировать 3 базовых момента: 1) привести сведения об учетных принципах, на которых будет выстраиваться управленческий учет, показать используемую терминологию, а также, если необходимо, сослаться на какие-либо нормативные документы, которыми регулируется управленческий учет; 2) расписать организационную структуру фирмы: кто за что ответственный, какая в компании система подчинения, какое подразделение ответственно за составление рассматриваемой учетной политики и ведения управленческого учета в целом; 3)прописать, какова система финансового обеспечения деятельности фирмы. |
2-й раздел технический |
В частности, следует предусмотреть порядок управленческого документооборота (и взаимодействия подразделений бизнеса), прописать рабочий план счетов, а также определить основные элементы управленческой отчетности (состав отчетов, формат представления, сроки формирования и т. д.). |
3-й раздел методический |
В нем организации раскрывают методическую составляющую ведения управленческого учета на предприятии и составления необходимой отчетности. А именно отражают следующие аспекты: 1) методы оценки активов и обязательств (включая амортизацию, списание материалов и т. д.); 2) систему группировки расходов на предприятии (прямые и косвенные, накладные и основные и т. д.); 3) порядок распределения косвенных расходов (определение базы для такого распределения, способы распределения), а также списания расходов будущих периодов; 4) механизмы исчисления себестоимости продукции фирмы, определение видов себестоимости в зависимости от цели формирования конкретного отчета (к примеру, плановая, фактическая, прогнозная и т. д.); 5) способы формирования, правила и ситуации, когда фирме следует применять трансфертные цены; 6)применяемые способы формирования цены на товары, а также процент прибыли, закладываемый в цену. |
Все выбранные выше составляющие методологии могут быть использованы фирмой с 1 января года, следующего за годом, когда учетная политика будет утверждена.
В настоящее время можно выделить следующие основные недостатки в формировании учетной политики по бухгалтерскому, налоговому и управленческому учету в строительных организациях:
- отсутствуют отраслевые стандарты;
- не регламентирована учетная политика именно строительной организации;
- несовершенство законодательства.
В рамках данной статьи для решения вышеназванных проблем предложена новая структура учетной политики строительной организации.
Список использованной литературы
1. ПБУ 01/2008 «Учетная политика организации», утверждён приказом Минфина РФ от 06.10.2008 г № 106н. (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2014) // СПС Консультант Плюс.
2. Баева Е.А. Учет инвестиций в капитальное строительство. // Социально-экономические явления и процессы. 2017. Т. 12. № 2. С. 12-20.
3. Бекниязова Г. Cпорные вопросы системы бухгалтерского учета привлеченных денежных средств при инвестировании в капитальное строительство. // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2015. № 3. С. 350-354.
4. Зыкова Т.Б. Формирование учетной политики в зависимости от интересов пользователей. //Актуальные вопросы экономических наук. 2017. № 58. С. 139-144.
5. Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 892 с.
6. Кругляк, 3. И. Налоговый учет и отчетность в современных условиях: учеб.пособие/3. II. Кругляк. - М.: ПНФРА-М, 2012. - 352 с.
8. Лилиенталь А.В., Шестакова И.М. Формирование учетной политики для целей управленческого учета. // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2010. № 6. С. 271-276.
9. Луканина А.В. Теоретические подходы к формированию учетной политики организации [Электронный ресурс] // Международный бухгалтерский учет. - 2015. - № 48. - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 24.03.2017).