Главная \ Научная деятельность руководителя \ Об интегрированной отчетности предприятия (Совместно с Барсуковой А.Ю.)

Об интегрированной отчетности предприятия (Совместно с Барсуковой А.Ю.)

Котова Ксения Юрьевна

кандидат экономических наук,

доцент кафедры учета, аудита и экономического анализа ПГНИУ

Совместно с Барсуковой А.Ю.

 

В зависимости от характера данных, методов их получения и способов группировки  в экономической практике используются различные виды учета: финансовый (бухгалтерский), управленческий (оперативный), статистический, налоговый учет. Данные этих видов учета на предприятиях группируются, обоб­щаются и отражаются в отчетности. Составляемая на предприятиях отчетность подразделяется в зависимости от ее учетных источни­ков нафинансовую (бухгалтерскую), управленческую, статистическую и налоговую соответственно. Однако, существующая система отчетности не всегда имеет внутренние взаимосвязи и требует как от инвесторов, так и от менеджмента компании приложения серьезных усилий по поиску нужных данных, что требует дополнительного времени и трудозатрат. Снизить их возможно с помощью создания интегрированной отчетности[8].

Интегрированная отчетность – это отчетность, в которой отражается существенная и точная информация о стратегии компании, системе корпоративного управления и взаимоувязанных показателях ее деятельности в экономической, социальной и экологической сферах. Такая отчетность позволяет эффективно отразить финансовую и нефинансовую информацию о компании. К информации нефинансового характераотносится, например, план дальнейшего развития компании, как правило, до пяти лет вперед (прогноз на больший промежуток времени); экологическую и социальную составляющую деятельности компании; стиль и методы управления компанией; актуальную информацию о предстоящих событиях, которые повлияют на деятельность компании. Однако информация, содержащая коммерческую тайну компании, а также государственную тайну и другую подобную информацию, в отчет не включается [4].

Основной целью интегрированной отчетности является предоставление информации, позволяющей заинтересованным пользователям оценить способность организации создавать стоимость на протяжении достаточно долгого времени.

Интегрированная отчётность позволяет выявить и проанализировать зависимость организации от применяемых ресурсов, взаимоотношений внутри организации, определить доступ организации ко всем видам капитала и ее влияние на них, проследить развитие компании в области устойчивого развития. Усиливая эти связи, интегрированная отчетность является тем инструментом, который позволяет менеджерам принимать более устойчивые решения, а инвесторам и заинтересованным сторонам получить информацию, способствующую лучшему пониманию деятельности бизнеса.

Хотя основными предполагаемыми пользователями отчетов являются поставщики финансового капитала, интегрированная отчетность будет полезна и для других заинтересованных сторон, которым важна способность организации создавать ценность на протяжении времени. К ним относятся сотрудники, клиенты, поставщики, бизнес-партнеры, местные сообщества, законодательные и регулятивные структуры и лица, определяющие государственную политику[7].

Информацию следует формировать в соответствии со следующими принципами: стратегическая направленность, связанность информации, ориентация на будущее, взаимодействие с  заинтересованными сторонами, существенность,краткость, достоверность, постоянство и сопоставимость.

Сформированная по данным принципам интегрированная отчетность позволяет пользователю оценить ее с точки зрения устойчивого развития и сделать правильные выводы при анализе ее показателей. Пользователю важно знать, что организация способна создавать ценности на протяжении краткосрочного, среднесрочного, долгосрочного периода, когда в свою очередь стандартный финансовый отчет организации не дает возможности явно определить намерения компании.

В нашей стране полная замена стандартной финансовой отчетности или отчетности по МСФО на интегрированную отчетность маловероятна, так как российские компании в большинстве своем еще не готовы к формированию интегрированной отчетности. Далеко не у всех российских бизнесменов есть стратегическое видение и очень немногие мыслят в дальней перспективе. Поэтому если компания желает составлять интегрированную отчетность, то предпочтительнее делать это на основе уже готовой стандартной финансовой отчетности или отчетности по МСФО, включая в интегрированный отчет дополнительные сведения о стратегии развития компании, экологической деятельности и т.д.[2].

Система составления интегрированных отчетов постоянно совершенствовалась, а к 2010 году был открыт специальный орган, который курирует вопросы подготовки таких отчетов, — Международный совет по интегрированной отчетности (IIRC или МСИО). В России действует специальный орган — Российская региональная сеть по интегрированной отчетности, который призван адаптировать требования МСИО в российскую учетную практику. Российская региональная сеть по интегрированной отчетности осуществляет совместные проекты с МСИО.

На сегодняшний день интегрированнаяотчетность в России не имеет четкой структуры и содержания, т. к. отсутствуют методические рекомендации и нормативно-правовая база по ее составлению. Анализируя экономическую обстановку на данном этапе, следует полагать, что в скором времени будут составлены общие требования по подготовке интегрированного отчета в мировом сообществе и методические материалы в России. В настоящее время опубликован Международный Стандарт интегрированной отчетности с  официальным переводом на русский язык. Ведется работа по совершенствованию данного Стандарта, применение которого на данном этапе носит рекомендательный характер. Он не содержит обязательных требований, а определяет информацию, которая должна быть включена в интегрированный отчет для использования с целью оценки способности организации создавать стоимость[6].

Для того чтобы подготовить интегрированную отчетность на достойном уровне, необходимо обеспечить возможности максимального взаимодействия различных подразделений компании между собой. Используя единую базу для подготовки отчетности по МСФО и интегрированной отчетности, удастся сократить затраты фирмы на программное обеспечение и время работы бухгалтера. Кроме того, заинтересованные пользователи при таком подходе смогут увидеть «картину» деятельности компании «в целом» и принять верные решения. Однако такой подход выгоден лишь тем компаниям, которые желают добиться прозрачности и достоверности в представлении финансовой информации. Действительно, интегрированная отчетность позволит представить результаты деятельности фирмы в выгодном свете, но ценность представляет только аудированная отчетность. Поэтому нет смысла манипулировать отчетностью, все факты раскроются при первой же проверке. Кроме того, манипулирование отчетностью при составлении интегрированной отчетности будет невыгодно самим фирмам и не будет стоить понесенных затрат на подготовку отчетности.

Рассмотрим, какую информацию следует включать в интегрированный отчет:

  • Общая информация о компании (позволяет определить, чем занимается организация и каковы условия, в которых она работает).
  • Положение компании на рынке, конкурентоспособность компании (позволяет провести анализ состояния компании на рынке, ее рентабельности под воздействием внешних факторов, оценить рыночную долю компании и ее способность удерживать данные позиции, а как следствие проанализировать способность компании получать выручку в течение определенного времени).
  • Информация об управлении компанией (отражает, как структура управления организации поддерживает ее способность создавать стоимость в краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный период).
  • Информация о рисках и возможностях компании (позволяет отразить, каковы конкретные возможности и риски, влияющие на способность организации создавать стоимость на протяжении краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного периода, и как организация использует такие возможности и управляет такими рисками).
  • Стратегия развития компании (служит основой для моделирования состоянии компании в текущем и будущем периоде; позволяет обосновать и охарактеризовать изменения в тех или иных статьях финансовой отчетности).
  • Социальная составляющая деятельности фирмы. В рамках данного раздела необходимо раскрыть информацию о взаимоотношении сотрудников и руководства, стиль управления компанией, обеспечение безопасности сотрудников компании на рабочем месте, корпоративное или индивидуальное обучение персонала компании и другие. Такая информация позволяет проанализировать уровень и структуру кадрового состава; определить способность компании поддерживать заданные показатели трудовых ресурсов.
  • Экологическая составляющая деятельности компании. Она включает в себя природоохранные мероприятия, а также показатели экологической деятельности компании, если фирма осуществляет такую деятельность (необходимо также отразить наличие лицензии на осуществление экологической деятельности). Экологическая составляющая включает также раскрытие аспектов в части сырья, энергии, воды, биоразнообразия, выбросов, сборов и отходов и т. д. В отчетности необходимо оценить ключевые успехи и недостатки, основные экологические риски компании, стратегии для достижения целей компании, а также экологические показатели, которые отражают результаты деятельности компании, связанные с сырьем, энергией и водой. Такая информация позволяет оценить уровень расходов на экологические мероприятия, вероятные расходы на восстановление окружающей среды в нежелательных ситуациях при учете возможных рисков. Развитие экологической направленности деятельности и отражение основных направлений ее деятельности в интегрированном отчете, по нашему мнению, — один из эффективных инструментов для привлечения инвестиций в современных условиях.
  • Экономическая составляющая деятельности компании. Включает маркетинговое исследование рынка, пути преодоления кризисных ситуаций в компании, отражение путей снижения себестоимости продукции без потери ее качества, распределение ресурсов компании, отражение показателей экономической результативности деятельности фирмы.
  • Информация о результатах деятельности компании (показывает, насколько организация достигла своих стратегических целей и каковы результаты ее деятельности с точки зрения капиталов; служит базой при определении способности компании выполнять плановые показатели деятельности).
  • Положение в виде бухгалтерской и управленческойотчетности (позволяет выявить методики перераспределения и отражения ресурсов компании, привести показатели отчетности к реальным значениям и провести анализ с учетом скорректированных коэффициентов).
  • Прочая информация.

Интегрированный отчет должен содержать только самую актуальную информацию, историческую справку о компании, а также информацию, позволяющую оценить финансовую устойчивость фирмы. Отчет должен быть составлен в максимально сжатой форме и быть понятным любому пользователю, даже такому, который не разбирается в вопросах бухгалтерского учета.

Нет определенных требований к объему интегрированной отчетности. Объем зависит от специфики деятельности компании, от выбора раскрываемой информации[1].

Применение интегрированной отчетности может дать компании большие преимущества, но также создать определенные трудности, которые ей придется преодолевать в этом случае (рис. 1).

 

 

Безусловно, не всем компаниям выгодно детально раскрывать информацию о финансовом положении, но желание поддержания имиджа компании, выдвижение его на новый уровень, получение доверия клиентов в связи с доступностью информации и ее открытостью, стимулирует все большее количество компаний формировать интегрированный отчет.

На наш взгляд, в настоящее время интегрированные отчеты в России крупнейших компаний представляют собой не «настоящий» интегрированный отчет, а лишь «пробу». Это связано с тем, что в России пока не развита нормативно-правовая база, регулирующая вопросы подготовки интегрированной отчетности. В качестве интегрированного отчета в России часто используют отчет об устойчивом развитии фирмы. При этом такой отчет подготовить легче, так как для его подготовки существует руководство в области устойчивого развития Global Reporting Initiative (GRI).

Отчетность, содержащая нефинансовую информацию, приобретает в России все большую популярность. В нашей стране на базе Российского союза промышленников и предпринимателей организована процедура заверения нефинансовой отчетности компании.

На основе изученной литературы сформулированы рекомендации по подготовке интегрированной отчетности для компании (рис. 2).

 

 

 

Идея интегрированной отчетности, которая заключается в упрощении и гармонизации существующей модели раскрытия информации, становится все более популярной. В перспективе она может превратиться в основную форму корпоративной отчетности.

Таким образом, новый формат отчетности - интегрированной отчетности позволит: 

  • Усилить взаимодействие финансовых и нефинансовых структурных подразделений внутри компании;
  • Усовершенствовать корпоративное управление и стратегическое мышление в компании, в том числе за счет коллективного решения ключевых организационных вопросов;
  • Улучшить понимание взаимосвязи финансовых и нефинансовых рисков и возможностей, которые оказывают прямое влияние на стоимость компании;
  • Обеспечить взаимосвязь стратегических экологических, социальных и финансовых целей компании;
  • Получить дополнительную возможность создания новых источников дохода;
  • Повысить качество взаимодействия с инвесторами и другими заинтересованными сторонами.

Обобщая результаты исследования, отметим, что составление интегрированной отчетности имеет множество преимуществ как для самой компании, так и для пользователей этой отчетности. Она дает возможность сосредоточиться на главных аспектах деятельности, а также разработать стратегические подходы, позволяющие одновременно управлять и финансовой, и нефинансовой стоимостью компании. Однако, в настоящее время вопросы внедрения интегрированной отчетности в России только набирают обороты, а отсутствие четкого нормативно-правового регламентирования, программ подготовки кадров по соответствующему направлению и менталитет в целом позволяют говорить о том, что процесс внедрения интегрированной отчетности займет много времени.

Литература:

  1. Выручаева А. Особенности интегрированной отчетности / А. Выручаева // Актуальная бухгалтерия. — 2013. — № 10
  2. Махонина Е. А. Проблемы внедрения интегрированной отчетности в Российской Федерации [Текст] / Е. А. Махонина // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 340-343.
  3. Ракевич H.A. Механизм интеграции финансового и управленческого учета на основе МСФО // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие), 2011 -№2. 
  4. Сорокина К.В. Интегрированная отчетность — новая модель для бизнеса [Текст] / К.В. 
    Международный научный журнал «Инновационная наука» Сорокина // Корпоративная финансовая отчетность. Международные стандарты. - 2011. - № 7. С. 14-18. 
  5. Официальный сайт Международного Совета по интегрированной отчетности [Электронный ресурс] – Режим Доступа: http://integratedreporting.org/ 
  6. Сайт Российской Региональной Сети по интегрированной отчетности [Электронный ресурс] – Режим Доступа: http://ir.org.ru/ 
  7. Международный Стандарт интегрированной отчетности [Электронный ресурс] – Режим Доступа: http://www.inesnet.ru/wp-content/uploads/2014/05/13-12-08-THE-INTERNATIONAL-IR-FRAMEWORK.docx_en-US_ru-RU.pdf#1 
  8. Интеграция отчетности [Электронный ресурс] – Режим Доступа:http://www.buhgalteria.ru/

 

 

Комментарии

Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
Внимание! Для корректной работы у Вас в браузере должна быть включена поддержка cookie. В случае если по каким-либо техническим причинам передача и хранение cookie у Вас не поддерживается, вход в систему будет недоступен.