Традиционно выделяют следующие системы бухгалтерского учета: англосаксонская (англо-американская), европейская (континентальная), латиноамериканская. Открытие колоссальных нефтяных месторождений во второй половине XX века в странах Саудовской Аравии обусловило бурный рост экономики этих государств и вызвало появление новой модели учета – исламской.
Глубиной исследования темы исламской экономики и ее системы учета отличаются труды Вороновой Е. Ю., Умарова Х. С., Юсуповой А.Р., Беккина Р.И., Брюкова В. Г. и др. [1, 6, 8, 10, 12, 15]. В своих работах они достаточно подробно раскрыли основные аспекты и проблемные вопросы исламской экономики, права, банкинга и страхования, оказывающие непосредственное влияние на институциональную базу исламской системы учета. Присутствуют также и исследования, раскрывающие отдельные черты и особенности исламской модели, однако при этом ощущается явный недостаток систематизации данных, информации, раскрывающей причины формирования системы и ее характеристик, а также перспективы дальнейшего развития.
Исламскую модель бухгалтерского учета по праву можно назвать уникальной, ведь большинство ее постулатов основано на религиозных и этических нормах. Идеологической базой для ее развития послужил принцип справедливого распределения [11]. Наибольшее распространение система получила в арабских странах, однако благодаря универсальности ее моральных основ, отдельные ее положения обрели популярность по всему миру. Это объясняется еще и тем, что многие фундаментальные и методические основы данной системы в большинстве своем совпадают с общепринятыми.
Прежде чем обозначить специфику данной модели, рассмотрим предпосылки, оказавшим непосредственное влияние на ее формирование.
1. Количественный фактор – огромная доля населения по всему миру исповедует ислам. Это объясняется, в первую очередь, ростом населения в мусульманских странах. Здесь религиозные правила распространяются на все сферы жизни [2] (в том числе экономическую). Выделяют даже такое понятие – «исламская экономика». Впервые термин был употреблен в книге Сайида Маназира Ашана Гилани «Ислами маашийят» («Исламская экономика») в 1947г. Он обозначил данный тип экономики как «идеальную экономическую систему», построенную строго в соответствии с канонами мусульманства [7]. Становится все более очевидно, что вектор дальнейшего развития исламских стран, в том числе и экономического, неразрывно связан с правилами шариата, что не может не отразиться на системе их бухгалтерского учета. Кроме того, рост доли населения, исповедующего ислам, наблюдается и в других странах. Именно поэтому (Например, в странах Запада) получили широкое распространение традиционные институты, предоставляющие исламские услуги [1]. Такие институты получили название «исламских окон». По большей мере в своей работе они основываются на стандартах МСФО в сочетании со стандартами исламского бухгалтерского учета.
2. Доходы от экспорта нефти (в 1970-е гг. нефтеэкспортирующие арабские страны занимали передовые места по темпу экономического роста среди развивающихся стран [2]) обеспечили приток капитала, укрепили авторитет арабских стран на международной арене, позволили исламской экономике развиваться «по своим правилам» и заставили весь мир считаться с ними. Данное обстоятельство не могло не отразиться в острой потребности поиска собственной уникальной системы учета.
3.Стремление к справедливости и обеспечению социальной направленности финансовой системы получило одобрение среди населения всего мира. Применяемые финансовые инструменты гарантируют надежность, стабильность и долгосрочную прибыльность взамен быстрым и большим выгодам в краткосрочном периоде [1]. Данный фактор оказал существенное влияние на специфику и целевую направленность всей модели учета.
4. Связь с принципами Шариата осуществляется посредством предписаний, которые условно подразделяются на две части: по отношению к Аллаху (ибадати) и по отношению к людям (муамалят) [1]. Экономическая сфера жизни общества попадает под контроль второй части предписаний, основная особенность которых заключается в разрешении всего, что не запрещено. Запреты, между тем, можно выделить следующие:
- запрещено взимание процента с кредита. Иными словами, ростовщичество («риба») здесь под строгим табу [1], царствует принцип: «денежное вознаграждение пропорционально затраченным усилиям». Нельзя за деньги приобрести бОльшую сумму денег, ничего не производя, не приложив ни физических, ни умственных усилий;
- действует основанный на Коране строгий запрет на куплю-продажу алкоголя, свинины, мяса животных, которые были заколоты не подобающим образом и других продуктов, товаров и услуг, которые ослабляют нравственный уровень мусульманского общества [1];
- наложены ограничения на азарт («майсир») и излишний риск («гарар») в сделках любого рода [1]. Под данный запрет попадают и сделки страхования в привычном их понимании. Объясняется это тем, что страховая выплата осуществляется только тогда, когда имел место страховой случай, наступление которого само по себе риск. А иногда тем, что доход страховщика не пропорционален затраченным усилиям: страховщик ничего не производит и не реализует;
- запрещено искажение и непредоставление полной информации о товаре, работе или услуге. Любая асимметрия информации считается неприемлемой;
- запрещены спекуляции и манипуляции со спросом «наджш» [1]. Так, например, нельзя воздействовать на цену товара за счет массовой скупки его с рынка, или путем ценовых сговоров. Т.е. что формальная цель контракта обязана совпадать с фактической. Иначе такую сделку можно считать недействительной;
- запрещена фиксация цен с целью наживы, за исключением случаев, когда этого требует принцип социальной справедливости [2]. Например, это становится возможным в тех случаях, когда государству необходимо зафиксировать уровень цен на базовые продукты первой необходимости.
Построение экономической системы с учетом всех выше указанных запретов и требований становится возможным благодаря следующим финансовым инструментам, специально разработанным исламскими учеными [11]:
• Бай – договор купли-продажи, основной особенностью которого можно назвать одновременный переход товара и права собственности на него.
• Бай ас-салам – договор купли-продажи, основанный на предоплате;
• Бай бисаман аджил – договор купли-продажи, основанный на отсрочке оплаты;
• Мудараба – долевое партнерство, при котором обе стороны для реализации общего дела вносят ресурсы (капитал или предпринимательские способности) и делят прибыль в соответствие с ранее оговоренными условиями договора. Как правило, такого рода партнерство возникает между Исламским банком и организацией.
• Мурабаха – договор купли-продажи, заключение и реализация которого осуществляется через посредника, в качестве которого выступает исламский банк. При этом обязательным условием является заранее известная покупателю и оговоренная величина наценки. Данный инструмент позволяет обойти процентный запрет.
• Мушарака – партнерское соглашение, заключение которого осуществляется на условиях долевого участия. Суть такого соглашения сводится к делению финансового результата между учредителями строго пропорционально их вкладам.
• Иджара – приобретение актива для сдачи его в аренду.
• Салям – это договор купли-продажи, суть которого заключается в том, что продавец обязуется в определенный момент в будущем предоставить партнеру (Исламскому банку) товар по сниженной цене, которую необходимо уплатить в момент заключения контракта. Таким образом, банк предоставляет партнеру денежные средства, на которые он может реализовывать свою деятельность.
Таким образом, исламская экономика сочетает особенности как рыночной, так и командно-административной экономики, минимизируя при этом отрицательные их проявления и подстраивая под требования шариата, этические нормы и законы справедливости с помощью уникальных финансовых инструментов [13].
5. Обязанность уплаты ежегодного налога – «закята» [2]. Данный налог уплачивается в пользу нуждающихся и во славу Аллаха. Потребность обеспечения объективной калькуляции закята обусловила необходимость в формировании собственной системы учета, которая позволила бы четко и без искажений рассчитывать величину налогооблагаемой базы и налога соответственно. Именно эта предпосылка определила основную цель и предназначение исламской модели учета.
6. Колониальная зависимость арабских стран от Великобритании, Франции, Италии, Испании в прошлом способствовала близости многих фундаментальных и методических основ исламской модели учета с международной практикой. Эти предпосылки требовали от народов, исповедующих мусульманство, разработки особой модели бухгалтерского учета, стандарты которой в полной мере соответствовали бы нормам исламской экономики и законам шариата. Апробацией и дальнейшим внедрением стандартов в исламской системе занимается Организация по бухгалтерскому учету и аудиту для исламских финансовых институтов (AAOIFI), создание которой пришлось на 1989 год. Организация объединила свыше 200 организаций из сорока стран, штаб-квартира расположена в Бахрейне[3].
На сегодняшний день не существует общепринятого определения данной модели. Постараемся сформулировать его, рассмотрев ключевые особенности Исламской модели учета.
1. Строгая подчиненность нормам шариата. Связь исламского бухгалтерского учета, как и всей их экономики в целом, с принципами шариата осуществляется посредством предписаний по отношению к людям (муамалят). Это значит, что бухгалтерский учет, предназначение которого лежит в отражении операций исламских финансовых и хозяйственных институтов, не должен нарушать установленные и ранее уже упоминавшиеся в настоящей работе запреты. Все сделки между исламскими институтами могут заключаться исключительно в рамках установленных правил и норм.
2. Полное раскрытие информации о деятельности компании. Прозрачность, достоверность и достаточность информации. Стоимость активов является наиболее важной информацией в бухгалтерском балансе [1]. Кстати, в нем отсутствует деление активов на оборотные и внеоборотные, а обязательств на краткосрочные и долгосрочные. Базовые принципы (такие как имущественная обособленность, непрерывность деятельности, осмотрительность, сопоставимость и прочие) совпадают с традиционными моделями учета, что может обосновываться, в частности, колониальным опытом арабских стран.
Помимо этого, отчетность компаний должна отражать[1]:
- подчиненность деятельности лица нормам шариата. Из отчетности должно быть видно, что субъект не нарушает никаких запретов. Например, не берет кредитов под ссудный процент, не вкладывает инвестиции в предприятия и проекты, нарушающие нравственный порядок общества и т.д.;
- данные, на основе которых может быть сделан вывод касательно эффективности использования ресурсов, а также ликвидности компании;
- данные, на основе которых могут быть выявлены угрозы финансовому состоянию субъекта. Обязательным условием можно назвать точность оценки капитала, демонстрация инвестиционных рисков;
- данные об экологической безопасности и социальной направленности деятельности. Например, обязательно должны отдельно отражаться затраты на охрану окружающей среды или социальные нужды.
Компания не может считаться успешной, если у нее растет прибыль, но при этом присутствуют нарушения законов шариата или социальные и экологические нарушения. Отчетность обязана предоставить полную информацию об этом, на ее основе должно быть возможно формирование обоснованных и достаточных выводов об успехе предприятия.
Структура бухгалтерской финансовой отчетности в исламской системе учета включает в себя следующие формы: Бухгалтерский баланс, Отчет о финансовых результатах, Отчет о движении денежных средств, Отчет об изменениях в собственном капитале / отчет о нераспределенной прибыли, Примечания к бухгалтерской отчетности, прочие документы, которые предоставляют необходимую информацию о деятельности компании. Ноу-хау, торговые марки и деловая репутация (гудвилл), согласно стандартам AAOIFI, списываются на текущие расходы, кроме ситуаций, когда субъект может обосновать и доказать, что их результатом будет получение экономических выгод в будущем. Для сравнения: в Российской практике, данные объекты всегда принято считать нематериальными активами компании [9].
3. Специфическое отражение финансовых операций в банковских организациях и операций страховых компаниях. В этой деятельности существует наибольшее количество запретов. Поэтому суть работы данных институтов в исламе значительно отличается от общепринятой в международной практике.
Если говорить об исламском банкинге, то следует отметить партнерский характер его деятельности. В своей работе исламские финансовые институты, в связи с запретом на взимание процента и с целью соответствия прочим нормам Шариата, широко применяют уже рассмотренные нами инструменты: Мудараба, Мурабаха, Иджара, Мушарака, Салам и др.
Отражение финансовых операций с использованием данных инструментов осуществляется финансовыми институтами строго в соответствии с СФУ (Стандарты финансового учета), которые были разработаны AAOIFI [15]. Интересно, что для каждого инструмента был разработан свой уникальный стандарт финансового учета. Так, например, СФУ (4) посвящен вопросам учета финансовых операций Мушарака, в СФУ (7) рассмотрены особенности учета операций финансирования Салям, а в СФУ (2) и СФУ (3) - особенности учета сделок, оформленных по договору Мурабаха и Мудараба соответственно.
Существуют также и беспроцентные ссуды, которые получили название «кард-хасан». Такого рода ссуды могут предоставляться только особо нуждающимся в качестве материальной поддержки.
При этом банк в соответствии с законами Шариата (запрет на спекуляцию и риск) и в связи с ответственностью перед своими партнерами (клиентами) за качественное выполнение своих услуг осуществляет инвестирование денежных средств осторожно, исключительно в долгосрочные и надежные проекты.
Следует отметить, что исламским финансовым институтам приходится предоставлять наиболее подробную и полную бухгалтерскую финансовую отчетность. В ее состав, помимо прочего, также входят такие формы, как Отчет об изменениях в ограниченных инвестициях, Отчет об источниках и использовании средств из закята и благотворительного фонда, Отчет об источниках и использовании средств из кард-фонда [15].
Если же говорить о мусульманских страховых компаниях, то следует отметить, что характер их деятельности тоже основан на принципе партнерства.
Такафул – это основной инструмент, который применяют такого рода компании (Такафул-операторы). Такафул в целом представляет собой исламскую модель страхования. Страховой договор в такой системе строится на договоренности ее участников о взаимной поддержке и помощи друг другу в случае, если имущество кого-то из них претерпит ущерб.
Такафул-оператору запрещено принимать плату от клиентов за страхование рисков. Иначе говоря, исламская страховая компания не может являться собственником средств, вложенных страхователем. В его обязанности входит лишь возглавление и координирование деятельности Такафул-фонда, сформированного за счет средств его участников, которые, в свою очередь, продолжают оставаться их полноправными собственниками.
4.Объективность и точность расчета закята. Строгий запрет на умышленное его сокращение сказываются и на других особенностях системы: оценка активов и обязательств происходит по рыночным ценам; отсутствует понятие «Сомнительная дебиторская задолженность». Характерна ориентация бухгалтерской отчетности на главного пользователя информации – Правительство [3]. Это связано с тем, что именно оно занимается сбором и распределением закята. Как было ранее упомянуто, данный налог уплачивается в пользу бедных слоев населения, исповедующего ислам. В состав налогооблагаемой базы входит лишь чистая дебиторская задолженность, которая может быть рассчитана как разница между общей и безнадежной дебиторскими задолженностями. Появление понятия сомнительной дебиторской задолженности могло бы спровоцировать умышленную минимизацию суммы налога, что, разумеется, не допустимо.
5.Социальная направленность бухгалтерского учета. Принцип социальной ответственности и подотчетности. Собственником всего имущества компании считается Аллах, а человек, руководитель компании – лишь Его наместник. Поэтому организация обязана принимать решения как в интересах увеличения финансового результата, так и на пользу всему обществу и во славу Аллаха. Подотчетность перед Аллахом осуществляется также через механизм закята, что символизирует свободу от порока жадности [10].
На основе рассмотренных особенностей сформулируем определение исламской модели бухгалтерского учета:
Исламская модель учета – это упорядоченная система организации бухгалтерского учета, построенная с целью поддержания социальной справедливости в обществе и в строгом соответствии с нормами шариата, обеспечивающая прозрачность деятельности экономических субъектов и точность расчета «закята».
С целью определения перспектив развития исламской системы учета рассмотрим факторы, оказывающие непосредственное на нее влияние. Для удобства представим их в табл.:
Таблица
Перспективы развития исламской модели бухгалтерского учета
Фактор |
Пояснение |
1. Конвергенция бухгалтерских стандартов ААОИФИ и МСФО |
В условиях Глобализации возникает проблема сопоставимости отчетностей разных стран и народов. Именно поэтому наибольшую популярность получает идея конвергенции национальных систем бухгалтерского учета. AAOIFI занимается также и гармонизацией стандартов с МСФО, однако соответствие нормам Шариата остается до сих пор первоочередной задачей организации бухгалтерского учета в мусульманских странах. Конвергенция обуславливается повсеместным распространением на Западе «исламских окон», которым, в связи со своим территориальным расположением, в своей работе приходится опираться, в первую очередь, на международные стандарты финансовой отчетности [1]. Тем не менее тот факт, что международные стандарты ориентированы на удобство и технические нормативы, а исламские - на нормы религии, морали и этики, в значительной мере усложняет ситуацию. Настоящее сближение возможно лишь в случае взаимного сближения. В перспективе это вполне возможно и может объясняться ростом заинтересованных в этом лиц. |
2. Естественный рост численности мусульманского населения, темпы которого колоссальны |
Согласно исследованиям Pew Research Center, еще в 2015 году было выяснено, что уже к 2100 году доля населения, исповедующего ислам значительно превысит христиан [5]. Согласно демографическим прогнозам, к началу второй половины 21 века число потребителей-мусульман достигнет 1/3 мирового населения [7]. |
3.Ускоренная миграция мусульман
|
В настоящее время в странах Евросоюза проживает свыше 15 млн исламских мигрантов. При этом с учетом того, что темпы роста населения мусульман значительно выше, чем у христиан, в перспективе ожидается исламизация многих европейских стран. |
4.Прозелитизм (пропаганда ислама)
|
Прозелитизм в основном нацелен ущемленные слои населения. В частности, например, в последние десятилетия активное обращение в ислам распространено среди негритянского населения США. Пропаганда осуществляется местным религиозным объединением «Нация ислама», во главе которого стоит Л. Фаррахан. [6] |
5.Обладание огромными нефтяными и газовыми ресурсами
|
Свыше 2/3 запасов энергоносителей (нефть и газ) находятся на мусульманских территориях [6]. Учитывая тот факт, что в будущем обещается дефицит этих ресурсов, нетрудно предугадать возрастающую роль мусульманских стран в мировой экономике. При этом большинство денег, вырученных от экспорта нефти, исламские государства инвестируют в западные экономики, тем самым обеспечивая зависимость последних от инвестиций мусульман и, как следствие, их одобрения по многим важным вопросам. |
6.Идеологический фактор
|
Социальная направленность исламской экономической модели, а также ее стабильность, этичность и надежность воспринимаются многими как спасение от бездушной «капиталистической машины», что также способствует ее одобрению в глазах многих немусульманских стран и народов. В результатах исследований Сколково написано о том, что ценности исламской экономической модели универсальны и в большинстве своем совпадают с принципами устойчивого развития, эко-стандартами и идеалами социальной ответственности [7]. Однако, присутствуют и факторы, снижающие доверие к культуре мусульманства. В частности, это международный исламский экстремизм, который, однако, также способствует распространению мусульманства, в первую очередь, посредством усиленной миграции. Отдельно хотелось бы отметить недоверие к мусульманству и их экономической системе в результате несовпадения взглядов относительно роли женщины в обществе. Требования мусульманства определяют бытовые обязанности, обслуживание мужа и детей приоритетными задачами женщины. Ислам не запрещает женщине работать, что, однако, не может быть осуществлено в ущерб ее домашним обязанностям [14]. Таким образом, женщине работать разрешено, однако значительно затруднено продвижение по карьерной лестнице. Для большинства стран модель общественной жизни, где женщина воспринимается как «тень мужчины» недопустима, что, соответственно, усложняет и замедляет распространение мусульманства, исламской экономической системы и ее модели бухгалтерского учета. |
7.Отсутствие идеологического единства мусульманства
|
Мусульманство включает в себя три основные ветви: сунниты, шииты и хариджиты. При этом существует огромное количество сект и прочих течений. Зачастую разногласия во взглядах превращаются в кровопролитные войны, что, безусловно, снижает авторитет как самой религии, так и экономической модели, построенной на ее основе, что также негативно сказывается на перспективах распространения исламской системы учета. |
8.Низкий уровень развития многих исламских государств
|
Несмотря на позитивную тенденцию, в большинстве у исламских государств по-прежнему достаточно низкий уровень экономического развития: прирост населения здесь значительно превышает темпы прироста ВВП. Поэтому в ближайшем будущем сохранится и их роль «сырьевого придатка Запада» [6]. То же самое касается и образовательного уровня населения, который, безусловно, растет, однако по-прежнему остается недостаточным во многих мусульманских странах. |
9. «Белые пятна» в распространении Исламской модели учета в странах, исповедующих мусульманство.
|
Как это ни странно, но исламская экономическая модель присуща не всем мусульманским странам Востока.
|
10.Устойчивость перед лицом кризисов
|
Согласно данным исследований Сколково, исламская экономика показала себя устойчивой во время предыдущих глобальных экономических кризисов [7].
|
11.Повсеместное распространение исламского банкинга |
Широкое распространение исламского банкинга также может способствовать расширению применения исламской модели учета в немусульманских странах. Это связано с тем, что привлечение финансирования со стороны организаций исламского банкинга может обусловить необходимость применения элементов исламской бухгалтерской отчетности Международные исламские организации (Например, Исламский Банк Развития (ИБР)) поддерживают (экспертно, финансово и технически) распространение и развитие сектора исламских финансов в странах Европы и Азии. Это выгодно для многих стран, ведь распространение исламского банкинга может поспособствовать привлечению мусульманских инвесторов. В РФ также существуют исламские финансовые институты. Весной 2016 г. в Казани появился первый Центр исламского банкинга при содействии Банка России, Национального банка по Республике Татарстан, Татфондбанка, Духовного управления мусульман Республики Татарстан и Исламского банка развития [1]. Кроме того, мусульманские финансовые продукты мудараба и кафал уже были подготовлены Сбербанком. Они получили сертификаты соответствия стандартам ААОИФИ [7] Помимо этого, в России исламские финансовые услуги могут предложить также и АКБ «АК БАРС», IBFFund, Татарстанская международная инвестиционная компания (ТМИК), Евразийская лизинговая компания (ЕАЛК), Финансовый дом «Амаль», страховая компания «Альянс Жизнь» и другие [1]. В 2008 г. на российском рынке был организован паевой инвестиционный фонд БКС – Фонд «Халяль», направляющий денежные средства инвесторов исключительно в финансовые инструменты, одобренные Исламом [8]. Тем не менее развитие мусульманских банков может тормозиться в связи с отсутствием соответствующего законодательства федерального уровня [7]. |
12)Цифровизация исламской экономики и рост осведомленности об исламской экономике в Евразии
|
В современном мире на мировом рынке появляется огромное количество халяльных товаров и услуг, спрос на которые достаточно велик благодаря их соответствию стандартам качества, а также значительному росту мусульман-потребителей [7]. В настоящее время многие немусульманские современные транснациональные корпорации занимаются производством халяль-продукции. Например, это Nestle (Швейцария), Baskin-Robbins, Subway, Kraft, Gerber, McDonald’s, KFC, Cargill, Nema Food Company, Midamar (США), Tesco (Великобритания), Alibaba (Китай), Namet Gida, Banvit (Турция) и Carrefour (Франция). Важно отметить, что после халяльсертификации в корпорациях наблюдался значительный рост клиентской базы и прибыли, что свидетельствует о выгодности подобного рода мероприятий. [7]. В Российской Федерации также существуют компании, прошедшие халяльсертификации. Например, это Кондитерская фабрика «Победа», АО «КФ «Славянка», ООО «Лорен Плюс» и т. д. При этом цифровые технологии можно назвать главным каналом в поиске и привлечении клиентов. |
Распространение исламской модели учета становится возможно в случае повсеместного развития исламской экономической системы в целом. На основе рассмотренных в табл. перспектив, можно сделать вывод о том, что позитивных тенденций, больше, чем негативных, что подтверждает вероятное стремительное ее признание и распространение в ближайшем будущем. В целом же, на наш взгляд, возрастание популярности данной модели неизбежно.
В качестве основных перспектив развития исламской модели бухгалтерского учета можно выделить сближение с МСФО, а также внедрение части стандартов ААОИФИ в международную практику и РСБУ, что может быть обусловлено увеличением заинтересованных в этом лиц (в связи с естественным ростом мусульманского населения, его ускоренной миграцией и прозелитизмом, что в целом может означать исламизацию многих стран).
Распространение исламских стандартов может быть вызвано увеличением мусульман-потребителей, соответствующим ростом спроса на халяль-продукцию и, как следствие, необходимостью компаний подстраиваться под предпочтения своих потребителей путем прохождения халяль-сертификации и получения услуг исламских финансовых организаций. Все это, в свою очередь, может потребовать определенной модификации существующих систем бухгалтерского учета в сторону сближения с исламской моделью.
На сегодняшний день сотрудничество с исламской моделью учета и заимствование отдельных элементов ее опыта могут быть полезны и выгодны, как для отдельных экономических субъектов и стран, так и для всего мирового сообщества. Так, например, если говорить о российской учетной практике, то следует отметить, что заимствование исламского принципа полноты и понятности отражения данных в бухгалтерской финансовой отчетности может значительно увеличить уровень полезности информации, представляемой российскими компаниями пользователям, что позволит приблизить современную систему российского бухгалтерского учета к новой, актуальной его Концепции [16].
Таким образом, исламская модель бухгалтерского учета прошла долгий путь становления и развития и на сегодняшний день представляет собой сложную систему отражения хозяйственных и финансовых операций мусульманского общества в соответствии с законами шариата. В целом, учитывая ее специфику и рассмотренные тенденции дальнейшего функционирования и распространения, в будущем возможна ее лидирующая позиция на международной арене.
Библиографический список:
1 Умаров Х.С. Конвергенция исламских стандартов бухгалтерского учета и МСФО // Финансовый бизнес. 2013. № 3. С. 68–71.
2. Арчакова-Ужахова М.Б. Исламский бухгалтерский учет: особенности развития на рубеже XX-XXI вв. // Экономика, предпринимательство и право. 2018. №4 (8). С. 245-256.
3. Аблазов Н.Х. Исламская модель бухгалтерского учета: предпосылки возникновения и история развития // Наука, техника, образование. 2020. С. 60-68.
4. Трунин П. В., Каменских М. В., Муфтяхетдинова М. Р. Исламская финансовая система: современное состояние и перспективы развития // Институт экономики переходного периода. Научные труды № 122Р., Москва: 2009. - 84 с.
5. Pew Research Centre. // [Электронный ресурс]. URL: https://www.pewforum.org/2015/04/02/religious-projections-2010-2050/ (дата обращения: 25.09. 2021).
6. Ахунов А.М., Ахмадуллин В.А., Беккин Р.И., Долгов Б.В., Емельянов А.Л., Ефимова Л.М., Рыжкова Е.А., Сапронова М.А., Сурков Н.Ю., Суворова Ю.К., Ходынская-Голенищева М.С. Ислам в мировой политике в начале XXI века // учебное пособие, Москва: МГИМО, 2016. – 345 с.
7. Андрей Шаронов, Джей Ниббе, Кайрат Келимбетов, Исламская экономика – самая быстрорастущая крупная экономика. Евразийский фокус // Институт исследований развивающихся рынков бизнес-школы СКОЛКОВО (IEMS). 2018. – 130 с. // [Электронный ресурс]. URL: https://iems.skolkovo.ru/downloads/documents/SKOLKOVO_IEMS/Research_Reports/SKOLKOVO_IEMS_Research_2... (дата обращения: 26.09. 2021).
8. Брюков, В. Г. Исламские банки: специфика услуг и возможности на российском рынке / В. Г. Брюков // Международные банковские операции. – 2012. – № 3. – С. 41–45.
9. Приказ Минфина РФ от 27.12.2007 № 153н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов"» (ПБУ 14/2007) (ред. от 24.12.2010) (Зарегистрировано в Минюсте РФ от 23.01.2008 № 10975) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»
10. Воронова Е. Ю. Исламская модель бухгалтерского учета: социальные, этические и духовные аспекты развития // Учет. Анализ. Аудит. — 2017. — №4. — с. 93-98.
11. Клеблеева Р.Ш. Исламская модель бухгалтерского учета: предпосылки возникновения и история развития // Проблемы современной экономики. 2014. С 272 – 278.
12. Юсупова А.Р., Закирова А.Р. Исламская модель бухгалтерского учета как специфический подход к развитию учетной науки // Сборник научный трудов по материалам VII Международной научно-практической конференции, - 2019. С. 293-297.
13. Борлакова Т.М., Кубанова Л.А. Исламская экономическая модель: особенности, современное состояние и перспективы дальнейшего развития // Вестник академии знаний. 2020. № 1 (36). С. 35-40.
14. Ахмедова Э. С. Вопросы занятости женщины в исламской экономической модели // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. с 131-132.
15. Харисова ф. И., Юсупова А. Р., Харисов И. К. Общая характеристика бухгалтерский стандартов для исламских финансовых учреждений // Международный бухгалтерский учет. 2018. № 2 (240). С. 138-148.
16. Котова К. Ю., Алексеева П. В. О необходимости совершенствования концепций бухгалтерского учета и отчетности в России // Актуальные вопросы современной экономики. 2019. №1. С. 286-294.