Мой Бухгалтер Пермь
Мой Бухгалтер Пермь
Удаленная бухгалтерия
С нами надежно!
+7 342 2366995
+7 342 2366995
+7 9194449977
Заказать звонок
E-mail
mbperm159@gmail.com
Адрес
614068, Пермский край, г Пермь, ул. Ленина ,76 - 2 этаж (оф 38)
Подать заявку
О нас
  • О компании
  • Сотрудники
  • Отзывы
  • Вакансии
Услуги
  • Бухгалтерский учет
    • Восстановление бухгалтерского учета
    • Обслуживание на постоянной основе
    • Предоставление разовых услуг
  • Дополнительные услуги для бизнеса
    • Бухгалтерское и налоговое консультирование
    • Кадровое делопроизводство
    • Организация управленческого учета на предприятии
    • Проведение инвентаризации от 10 000 руб.
    • Регистрация юридических лиц
    • Юридическая консультация
  • Налоговый учет
    • Ведение налогового учета на предприятии
    • Оптимизация налогообложения
  • Сопровождение учета у ИП
Цены
Новости
Публикации
Фотогалерея
Контакты
Вакансии
614068, Пермский край, г Пермь, ул. Ленина ,76 - 2 этаж (оф 38)
+7 342 2366995
+7 342 2366995
+7 9194449977
Заказать звонок
E-mail
mbperm159@gmail.com
Адрес
614068, Пермский край, г Пермь, ул. Ленина ,76 - 2 этаж (оф 38)
Заказать звонок
Мой Бухгалтер Пермь
Мой Бухгалтер Пермь
Удаленная бухгалтерия
С нами надежно!
Мой Бухгалтер Пермь
Удаленная бухгалтерия
С нами надежно!
О нас
  • О компании
  • Сотрудники
  • Отзывы
  • Вакансии
Услуги
  • Бухгалтерский  учет
    Бухгалтерский учет
    • Восстановление бухгалтерского учета
    • Обслуживание на постоянной основе
    • Предоставление разовых услуг
  • Дополнительные услуги для бизнеса
    Дополнительные услуги для бизнеса
    • Бухгалтерское и налоговое консультирование
    • Кадровое делопроизводство
    • Организация управленческого учета на предприятии
    • Проведение инвентаризации от 10 000 руб.
    • Регистрация юридических лиц
    • Юридическая консультация
  • Налоговый учет
    Налоговый учет
    • Ведение налогового учета на предприятии
    • Оптимизация налогообложения
  • Сопровождение учета у ИП
    Сопровождение учета у ИП
Цены
Новости
Публикации
Фотогалерея
Контакты
Вакансии
    Подать заявку
    Мой Бухгалтер Пермь
    О нас
    • О компании
    • Сотрудники
    • Отзывы
    • Вакансии
    Услуги
    • Бухгалтерский  учет
      Бухгалтерский учет
      • Восстановление бухгалтерского учета
      • Обслуживание на постоянной основе
      • Предоставление разовых услуг
    • Дополнительные услуги для бизнеса
      Дополнительные услуги для бизнеса
      • Бухгалтерское и налоговое консультирование
      • Кадровое делопроизводство
      • Организация управленческого учета на предприятии
      • Проведение инвентаризации от 10 000 руб.
      • Регистрация юридических лиц
      • Юридическая консультация
    • Налоговый учет
      Налоговый учет
      • Ведение налогового учета на предприятии
      • Оптимизация налогообложения
    • Сопровождение учета у ИП
      Сопровождение учета у ИП
    Цены
    Новости
    Публикации
    Фотогалерея
    Контакты
    Вакансии
      +7 342 2366995
      +7 9194449977
      Заказать звонок
      E-mail
      mbperm159@gmail.com
      Адрес
      614068, Пермский край, г Пермь, ул. Ленина ,76 - 2 этаж (оф 38)
      Подать заявку
      Мой Бухгалтер Пермь
      Телефоны
      +7 342 2366995
      +7 9194449977
      Заказать звонок
      Мой Бухгалтер Пермь
      • О нас
        • О нас
        • О компании
        • Сотрудники
        • Отзывы
        • Вакансии
      • Услуги
        • Услуги
        • Бухгалтерский учет
          • Бухгалтерский учет
          • Восстановление бухгалтерского учета
          • Обслуживание на постоянной основе
          • Предоставление разовых услуг
        • Дополнительные услуги для бизнеса
          • Дополнительные услуги для бизнеса
          • Бухгалтерское и налоговое консультирование
          • Кадровое делопроизводство
          • Организация управленческого учета на предприятии
          • Проведение инвентаризации от 10 000 руб.
          • Регистрация юридических лиц
          • Юридическая консультация
        • Налоговый учет
          • Налоговый учет
          • Ведение налогового учета на предприятии
          • Оптимизация налогообложения
        • Сопровождение учета у ИП
      • Цены
      • Новости
      • Публикации
      • Фотогалерея
      • Контакты
      • Вакансии
      Подать заявку
      • +7 342 2366995
        • Телефоны
        • +7 342 2366995
        • +7 9194449977
        • Заказать звонок
      • 614068, Пермский край, г Пермь, ул. Ленина ,76 - 2 этаж (оф 38)
      • mbperm159@gmail.com

      ОСОБЕННОСТИ ИСЛАМСКОЙ МОДЕЛИ УЧЕТА И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ (совместно с Евгенией Кокоулиной)

      Главная
      —
      Статьи
      —
      Научная деятельность
      —ОСОБЕННОСТИ ИСЛАМСКОЙ МОДЕЛИ УЧЕТА И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ (совместно с Евгенией Кокоулиной)
      Научная деятельность
      26 октября 2021

      Аннотация: стремительное развитие экономики стран Саудовской Аравии обусловило появление новой модели бухгалтерского учета – исламской, уникальность которой обуславливается доминированием факторов религиозного и этического характера. Выявлена ее подчиненность нормам Шариата: основные постулаты модели разработаны в строгом соответствии с законами мусульманского права и принципами социальной справедливости. В статье перечислены наиболее существенные предпосылки возникновения новой модели и формирования ее специфики в условиях функционирования исламской экономики, раскрыты основные характеристики и цели. Описаны ключевые особенности отражения финансовых и хозяйственных операций посредством наложения запретов и использования специальных финансовых инструментов: Бай, Мудараба, Мурабаха, Мушарака, Иджара, Салям, Такафул. Уточнено определение исламской модели учета, отражающее ее специфику и направленность. Установлено преобладание позитивных тенденций для дальнейшего распространения модели, что может быть обусловлено, в частности, ростом заинтересованных в этом лиц. Рассмотрен вопрос о возможной конвергенции с международными стандартами. На основе опыта прошлых лет и широкого распространения мусульманства в мире, установлено, что конвергенция с рассматриваемой системой и заимствование отдельных элементов ее опыта может принести пользу, как на уровне отдельного экономического субъекта, так и целого государства. Таким образом, определен вектор развития исламской модели учета: от предпосылок, оказавших влияние на ее возникновение и специфику, до факторов, определяющих дальнейшую перспективу ее развития.
      Ключевые слова: исламская модель бухгалтерского учета, исламская экономика, налоги и финансовые инструменты в исламской системе учета

      Традиционно выделяют следующие системы бухгалтерского учета: англосаксонская (англо-американская), европейская (континентальная), латиноамериканская. Открытие колоссальных нефтяных месторождений во второй половине XX века в странах Саудовской Аравии обусловило бурный рост экономики этих государств и вызвало появление новой модели учета – исламской. 

      Глубиной исследования темы исламской экономики и ее системы учета  отличаются труды Вороновой Е. Ю., Умарова Х. С., Юсуповой А.Р., Беккина Р.И., Брюкова В. Г. и др. [1, 6, 8, 10, 12, 15]. В своих работах они достаточно подробно раскрыли основные аспекты и проблемные вопросы исламской экономики, права, банкинга и страхования, оказывающие непосредственное влияние на институциональную базу исламской системы учета. Присутствуют также и исследования, раскрывающие отдельные черты и особенности исламской модели, однако при этом ощущается явный недостаток систематизации данных, информации, раскрывающей причины формирования системы и ее характеристик, а также перспективы дальнейшего развития.

      Исламскую модель бухгалтерского учета по праву можно назвать уникальной, ведь большинство ее постулатов основано на религиозных и этических нормах. Идеологической базой для ее развития послужил принцип справедливого распределения [11]. Наибольшее распространение система получила в арабских странах, однако благодаря универсальности ее моральных основ, отдельные ее положения обрели популярность по всему миру. Это объясняется еще и тем, что многие фундаментальные и методические основы данной системы в большинстве своем совпадают с общепринятыми.

      Прежде чем обозначить специфику данной модели, рассмотрим  предпосылки, оказавшим непосредственное влияние на ее формирование.

      1.   Количественный фактор – огромная доля населения по всему миру исповедует ислам. Это объясняется, в первую очередь, ростом населения в мусульманских странах. Здесь религиозные правила распространяются на все сферы жизни [2] (в том числе экономическую). Выделяют даже такое понятие – «исламская экономика». Впервые термин был употреблен в книге Сайида Маназира Ашана Гилани «Ислами маашийят» («Исламская экономика») в 1947г. Он обозначил данный тип экономики как «идеальную экономическую систему», построенную строго в соответствии с канонами мусульманства [7]. Становится все более очевидно, что вектор дальнейшего развития исламских стран, в том числе и экономического, неразрывно связан с правилами шариата, что не может не отразиться на системе их бухгалтерского учета. Кроме того, рост доли населения, исповедующего ислам, наблюдается и в других странах. Именно поэтому (Например, в странах Запада) получили широкое распространение традиционные институты, предоставляющие исламские услуги [1]. Такие институты получили название «исламских окон». По большей мере в своей работе они основываются на стандартах МСФО в сочетании со стандартами исламского бухгалтерского учета.

      2.   Доходы от экспорта нефти (в 1970-е гг. нефтеэкспортирующие арабские страны занимали передовые места по темпу экономического роста среди развивающихся стран [2]) обеспечили приток капитала, укрепили авторитет арабских стран на международной арене, позволили исламской экономике развиваться «по своим правилам» и заставили весь мир считаться с ними. Данное обстоятельство не могло не отразиться в острой потребности поиска собственной уникальной системы учета.

      3.Стремление к справедливости и обеспечению социальной направленности финансовой системы получило одобрение среди населения всего мира. Применяемые финансовые инструменты гарантируют надежность, стабильность и долгосрочную прибыльность взамен быстрым и большим выгодам в краткосрочном периоде [1].  Данный фактор оказал существенное влияние на специфику и целевую направленность всей модели учета.

      4. Связь с принципами Шариата осуществляется посредством предписаний, которые условно подразделяются на две части: по отношению к Аллаху (ибадати) и по отношению к людям (муамалят) [1]. Экономическая сфера жизни общества попадает под контроль второй части предписаний, основная особенность которых заключается в разрешении всего, что не запрещено.  Запреты, между тем, можно выделить следующие:

      - запрещено взимание процента с кредита. Иными словами, ростовщичество («риба») здесь под строгим табу [1], царствует принцип: «денежное вознаграждение пропорционально затраченным усилиям». Нельзя за деньги приобрести бОльшую сумму денег, ничего не производя, не приложив ни физических, ни умственных усилий;

      - действует основанный на Коране строгий запрет на куплю-продажу алкоголя, свинины, мяса животных, которые были заколоты не подобающим образом и других продуктов, товаров и услуг, которые ослабляют нравственный уровень мусульманского общества [1];

      - наложены ограничения на азарт («майсир») и излишний риск («гарар») в сделках любого рода [1]. Под данный запрет попадают и сделки страхования в привычном их понимании. Объясняется это тем, что страховая выплата осуществляется только тогда, когда имел место страховой случай, наступление которого само по себе риск. А иногда тем, что доход страховщика не пропорционален затраченным усилиям: страховщик ничего не производит и не реализует;

      - запрещено искажение и непредоставление полной информации о товаре, работе или услуге. Любая асимметрия информации считается неприемлемой;

      - запрещены спекуляции и манипуляции со спросом «наджш» [1]. Так, например, нельзя воздействовать на цену товара за счет массовой скупки его с рынка, или путем ценовых сговоров. Т.е. что формальная цель контракта обязана совпадать с фактической. Иначе такую сделку можно считать недействительной;

      - запрещена фиксация цен с целью наживы, за исключением случаев, когда этого требует принцип социальной справедливости [2]. Например, это становится возможным в тех случаях, когда государству необходимо зафиксировать уровень цен на базовые продукты первой необходимости.

      Построение экономической системы с учетом всех выше указанных запретов и требований становится возможным благодаря следующим финансовым инструментам, специально разработанным исламскими учеными [11]:

      •  Бай – договор купли-продажи, основной особенностью которого можно назвать одновременный переход товара и права собственности на него.

      •  Бай ас-салам – договор купли-продажи, основанный на предоплате;

      •  Бай бисаман аджил – договор купли-продажи, основанный на отсрочке оплаты;

      •  Мудараба – долевое партнерство, при котором обе стороны для реализации общего дела вносят ресурсы (капитал или предпринимательские способности) и делят прибыль в соответствие с ранее оговоренными условиями договора. Как правило, такого рода партнерство возникает между Исламским банком и организацией.

      •  Мурабаха – договор купли-продажи, заключение и реализация которого осуществляется через посредника, в качестве которого выступает исламский банк. При этом обязательным условием является заранее известная покупателю и оговоренная величина наценки. Данный инструмент позволяет обойти процентный запрет.

      •  Мушарака – партнерское соглашение, заключение которого осуществляется на условиях долевого участия. Суть такого соглашения сводится к делению финансового результата между учредителями строго пропорционально их вкладам.

      •  Иджара – приобретение актива для сдачи его в аренду.

      •  Салям – это договор купли-продажи, суть которого заключается в том, что продавец обязуется в определенный момент в будущем предоставить партнеру (Исламскому банку) товар по сниженной цене, которую необходимо уплатить в момент заключения контракта. Таким образом, банк предоставляет партнеру денежные средства, на которые он может реализовывать свою деятельность. 

                 Таким образом, исламская экономика сочетает особенности как рыночной, так и командно-административной экономики, минимизируя при этом отрицательные их проявления и подстраивая под требования шариата, этические нормы и законы справедливости с помощью уникальных финансовых инструментов [13].

      5. Обязанность уплаты ежегодного налога   – «закята» [2].  Данный налог уплачивается в пользу нуждающихся и во славу Аллаха. Потребность обеспечения объективной калькуляции закята обусловила необходимость в формировании собственной системы учета, которая позволила бы четко и без искажений рассчитывать величину налогооблагаемой базы и налога соответственно. Именно эта предпосылка определила основную цель и предназначение исламской модели учета.

      6. Колониальная зависимость арабских стран от Великобритании, Франции, Италии, Испании в прошлом способствовала близости многих фундаментальных и методических основ исламской модели учета с международной практикой. Эти предпосылки требовали от народов, исповедующих мусульманство, разработки особой модели бухгалтерского учета, стандарты которой в полной мере соответствовали бы нормам исламской экономики и законам шариата. Апробацией и дальнейшим внедрением стандартов в исламской системе занимается Организация по бухгалтерскому учету и аудиту для исламских финансовых институтов (AAOIFI), создание которой пришлось на 1989 год. Организация объединила свыше 200 организаций из сорока стран, штаб-квартира расположена в Бахрейне[3].

      На сегодняшний день не существует общепринятого определения данной модели. Постараемся сформулировать его, рассмотрев ключевые особенности Исламской модели учета.

      1. Строгая подчиненность нормам шариата. Связь исламского бухгалтерского учета, как и всей их экономики в целом, с принципами шариата осуществляется посредством предписаний по отношению к людям (муамалят). Это значит, что бухгалтерский учет, предназначение которого лежит в отражении операций исламских финансовых и хозяйственных институтов, не должен нарушать установленные и ранее уже упоминавшиеся в настоящей работе запреты. Все сделки между исламскими институтами могут заключаться исключительно в рамках установленных правил и норм.

      2. Полное раскрытие информации о деятельности компании. Прозрачность, достоверность и достаточность информации. Стоимость активов является наиболее важной информацией в бухгалтерском балансе [1]. Кстати, в нем отсутствует деление активов на оборотные и внеоборотные, а обязательств на краткосрочные и долгосрочные. Базовые принципы (такие как имущественная обособленность, непрерывность деятельности, осмотрительность, сопоставимость и прочие) совпадают с традиционными моделями учета, что может обосновываться, в частности, колониальным опытом арабских стран.

      Помимо этого, отчетность компаний должна отражать[1]:

      - подчиненность деятельности лица нормам шариата. Из отчетности должно быть видно, что субъект не нарушает никаких запретов. Например, не берет кредитов под ссудный процент, не вкладывает инвестиции в предприятия и проекты, нарушающие нравственный порядок общества и т.д.;

      - данные, на основе которых может быть сделан вывод касательно эффективности использования ресурсов, а также ликвидности компании;

      - данные, на основе которых могут быть выявлены угрозы финансовому состоянию субъекта. Обязательным условием можно назвать точность оценки капитала, демонстрация инвестиционных рисков;

      - данные об экологической безопасности и социальной направленности деятельности. Например, обязательно должны отдельно отражаться затраты на охрану окружающей среды или социальные нужды.

      Компания не может считаться успешной, если у нее растет прибыль, но при этом присутствуют нарушения законов шариата или социальные и экологические нарушения. Отчетность обязана предоставить полную информацию об этом, на ее основе должно быть возможно формирование обоснованных и достаточных выводов об успехе предприятия.

      Структура бухгалтерской финансовой отчетности в исламской системе учета включает в себя следующие формы: Бухгалтерский баланс, Отчет о финансовых результатах, Отчет о движении денежных средств, Отчет об изменениях в собственном капитале / отчет о нераспределенной прибыли, Примечания к бухгалтерской отчетности, прочие документы, которые предоставляют необходимую информацию о деятельности компании. Ноу-хау, торговые марки и деловая репутация (гудвилл), согласно стандартам AAOIFI, списываются на текущие расходы, кроме ситуаций, когда субъект может обосновать и доказать, что их результатом будет получение экономических выгод в будущем. Для сравнения: в Российской практике, данные объекты всегда принято считать нематериальными активами компании [9].

      3. Специфическое отражение финансовых операций в банковских организациях и операций страховых компаниях. В этой деятельности существует наибольшее количество запретов. Поэтому суть работы данных институтов в исламе значительно отличается от общепринятой в международной практике.

      Если говорить об исламском банкинге, то следует отметить партнерский характер его деятельности. В своей работе исламские финансовые институты, в связи с запретом на взимание процента и с целью соответствия прочим нормам Шариата, широко применяют уже рассмотренные нами инструменты: Мудараба, Мурабаха, Иджара, Мушарака, Салам и др.

      Отражение финансовых операций с использованием данных инструментов осуществляется финансовыми институтами строго в соответствии с СФУ (Стандарты финансового учета), которые были разработаны AAOIFI [15]. Интересно, что для каждого инструмента был разработан свой уникальный стандарт финансового учета. Так, например, СФУ (4) посвящен вопросам учета финансовых операций Мушарака, в СФУ (7) рассмотрены особенности учета операций финансирования Салям, а в СФУ (2) и СФУ (3) - особенности учета сделок, оформленных по договору Мурабаха и Мудараба соответственно.

      Существуют также и беспроцентные ссуды, которые получили название «кард-хасан». Такого рода ссуды могут предоставляться только особо нуждающимся в качестве материальной поддержки.

      При этом банк в соответствии с законами Шариата (запрет на спекуляцию и риск) и в связи с ответственностью перед своими партнерами (клиентами) за качественное выполнение своих услуг осуществляет инвестирование денежных средств осторожно, исключительно в долгосрочные и надежные проекты.

      Следует отметить, что исламским финансовым институтам приходится предоставлять наиболее подробную и полную бухгалтерскую финансовую отчетность. В ее состав, помимо прочего, также входят такие формы, как Отчет об изменениях в ограниченных инвестициях, Отчет об источниках и использовании средств из закята и благотворительного фонда, Отчет об источниках и использовании средств из кард-фонда [15].

      Если же говорить о мусульманских страховых компаниях, то следует отметить, что характер их деятельности тоже основан на принципе партнерства.

      Такафул – это основной инструмент, который применяют такого рода компании (Такафул-операторы). Такафул в целом представляет собой исламскую модель страхования. Страховой договор в такой системе строится на договоренности ее участников о взаимной поддержке и помощи друг другу в случае, если имущество кого-то из них претерпит ущерб.

      Такафул-оператору запрещено принимать плату от клиентов за страхование рисков. Иначе говоря, исламская страховая компания не может являться собственником средств, вложенных страхователем. В его обязанности входит лишь возглавление и координирование деятельности Такафул-фонда, сформированного за счет средств его участников, которые, в свою очередь, продолжают оставаться их полноправными собственниками.

      4.Объективность и точность расчета закята. Строгий запрет на умышленное его сокращение сказываются и на других особенностях системы: оценка активов и обязательств происходит по рыночным ценам; отсутствует понятие «Сомнительная дебиторская задолженность». Характерна ориентация бухгалтерской отчетности на главного пользователя информации  – Правительство [3].  Это связано с тем, что именно оно занимается сбором и распределением закята. Как было ранее упомянуто, данный налог уплачивается в пользу бедных слоев населения, исповедующего ислам. В состав налогооблагаемой базы входит лишь чистая дебиторская задолженность, которая может быть рассчитана как разница между общей и безнадежной дебиторскими задолженностями. Появление понятия сомнительной дебиторской задолженности могло бы спровоцировать умышленную минимизацию суммы налога, что, разумеется, не допустимо.

      5.Социальная направленность бухгалтерского учета. Принцип социальной ответственности и подотчетности. Собственником всего имущества компании считается Аллах, а человек, руководитель компании – лишь Его наместник. Поэтому организация обязана принимать решения как в интересах увеличения финансового результата, так и на пользу всему обществу и во славу Аллаха. Подотчетность перед Аллахом осуществляется также через механизм закята, что символизирует свободу от порока жадности [10].

      На основе рассмотренных особенностей сформулируем определение исламской модели бухгалтерского учета:

      Исламская модель учета – это упорядоченная система организации бухгалтерского учета, построенная с целью поддержания социальной справедливости в обществе и в строгом соответствии с нормами шариата, обеспечивающая прозрачность деятельности экономических субъектов и точность расчета «закята».

      С целью определения перспектив развития исламской системы учета рассмотрим факторы, оказывающие непосредственное на нее влияние. Для удобства представим их в  табл.:

      Таблица

      Перспективы развития исламской модели бухгалтерского учета

      Фактор

      Пояснение

      1. Конвергенция бухгалтерских стандартов ААОИФИ и МСФО

      В условиях Глобализации возникает проблема сопоставимости отчетностей разных стран и народов. Именно поэтому наибольшую популярность получает идея конвергенции национальных систем бухгалтерского учета. AAOIFI занимается также и гармонизацией стандартов с МСФО, однако соответствие нормам Шариата остается до сих пор первоочередной задачей организации бухгалтерского учета в мусульманских странах.

      Конвергенция обуславливается повсеместным распространением на Западе «исламских окон», которым, в связи со своим территориальным расположением, в своей работе приходится опираться, в первую очередь, на международные стандарты финансовой отчетности [1].

      Тем не менее тот факт, что международные стандарты ориентированы на удобство и технические нормативы, а исламские - на нормы религии, морали и этики, в значительной мере усложняет ситуацию. Настоящее сближение возможно лишь в случае взаимного сближения. В перспективе это вполне возможно и может объясняться ростом заинтересованных в этом лиц.

      2. Естественный рост численности мусульманского населения, темпы которого колоссальны

      Согласно исследованиям Pew Research Center, еще в 2015 году было выяснено, что уже к 2100 году доля населения, исповедующего ислам значительно превысит христиан [5]. Согласно демографическим прогнозам, к началу второй половины 21 века число потребителей-мусульман достигнет 1/3 мирового населения [7].

      3.Ускоренная миграция мусульман

       

      В настоящее время в странах Евросоюза проживает свыше 15 млн исламских мигрантов. При этом с учетом того, что темпы роста населения мусульман значительно выше, чем у христиан, в перспективе ожидается исламизация многих европейских стран.

      4.Прозелитизм (пропаганда ислама)

       

      Прозелитизм в основном нацелен ущемленные слои населения. В частности, например, в последние десятилетия активное обращение в ислам распространено среди негритянского населения США. Пропаганда осуществляется местным религиозным объединением «Нация ислама», во главе которого стоит Л. Фаррахан. [6]

      5.Обладание огромными нефтяными и газовыми ресурсами

       

      Свыше 2/3 запасов энергоносителей (нефть и газ) находятся на мусульманских территориях [6].

      Учитывая тот факт, что в будущем обещается дефицит этих ресурсов, нетрудно предугадать возрастающую роль мусульманских стран в мировой экономике.

      При этом большинство денег, вырученных от экспорта нефти, исламские государства инвестируют в западные экономики, тем самым обеспечивая зависимость последних от инвестиций мусульман и, как следствие, их одобрения по многим важным вопросам.

      6.Идеологический фактор

       

      Социальная направленность исламской экономической модели, а также ее стабильность, этичность и надежность воспринимаются многими как спасение от бездушной «капиталистической машины», что также способствует ее одобрению в глазах многих немусульманских стран и народов.

      В результатах исследований Сколково написано о том, что ценности исламской экономической модели универсальны и в большинстве своем совпадают с принципами устойчивого развития, эко-стандартами и идеалами социальной ответственности [7].

      Однако, присутствуют и факторы, снижающие доверие к культуре мусульманства. В частности, это международный исламский экстремизм, который, однако, также способствует распространению мусульманства, в первую очередь, посредством усиленной миграции.

      Отдельно хотелось бы отметить недоверие к мусульманству и их экономической системе в результате несовпадения взглядов относительно роли женщины в обществе. Требования мусульманства определяют бытовые обязанности, обслуживание мужа и детей приоритетными задачами женщины. Ислам не запрещает женщине работать, что, однако, не может быть осуществлено в ущерб ее домашним обязанностям [14]. Таким образом, женщине работать разрешено, однако значительно затруднено продвижение по карьерной лестнице. Для большинства стран модель общественной жизни, где женщина воспринимается как «тень мужчины» недопустима, что, соответственно, усложняет и замедляет распространение мусульманства, исламской экономической системы и ее модели бухгалтерского учета.

      7.Отсутствие идеологического единства мусульманства

       

      Мусульманство включает в себя три основные ветви: сунниты, шииты и хариджиты. При этом существует огромное количество сект и прочих течений. Зачастую разногласия во взглядах превращаются в кровопролитные войны, что, безусловно, снижает авторитет как самой религии, так и экономической модели, построенной на ее основе, что также негативно сказывается на перспективах распространения исламской системы учета.

      8.Низкий уровень развития многих исламских государств

       

      Несмотря на позитивную тенденцию, в большинстве у исламских государств по-прежнему достаточно низкий уровень экономического развития: прирост населения здесь значительно превышает темпы прироста ВВП. Поэтому в ближайшем будущем сохранится и их роль «сырьевого придатка Запада» [6]. То же самое касается и образовательного уровня населения, который, безусловно, растет, однако по-прежнему остается недостаточным во многих мусульманских странах.

      9. «Белые пятна» в распространении Исламской модели учета в странах, исповедующих мусульманство.

       

      Как это ни странно, но исламская экономическая модель присуща не всем мусульманским странам Востока.

       

      10.Устойчивость перед лицом кризисов

       

      Согласно данным исследований Сколково, исламская экономика показала себя устойчивой во время предыдущих глобальных экономических кризисов [7].

       

      11.Повсеместное распространение исламского банкинга

      Широкое распространение исламского банкинга также может способствовать расширению применения исламской модели учета в немусульманских странах. Это связано с тем, что привлечение финансирования со стороны организаций исламского банкинга может обусловить необходимость применения элементов исламской бухгалтерской отчетности

      Международные исламские организации (Например, Исламский Банк Развития (ИБР)) поддерживают (экспертно, финансово и технически) распространение и развитие сектора исламских финансов в странах Европы и Азии. Это выгодно для многих стран, ведь распространение исламского банкинга может поспособствовать привлечению мусульманских инвесторов.

      В РФ также существуют исламские финансовые институты. Весной 2016 г. в Казани появился первый Центр исламского банкинга при содействии Банка России, Национального банка по Республике Татарстан, Татфондбанка, Духовного управления мусульман Республики Татарстан и Исламского банка развития [1].

      Кроме того, мусульманские финансовые продукты мудараба и кафал уже были подготовлены Сбербанком. Они получили сертификаты соответствия стандартам ААОИФИ [7]

      Помимо этого, в России исламские финансовые услуги могут предложить также и АКБ «АК БАРС», IBFFund, Татарстанская международная инвестиционная компания (ТМИК), Евразийская лизинговая компания (ЕАЛК), Финансовый дом «Амаль», страховая компания «Альянс Жизнь» и другие [1]. В 2008 г. на российском рынке был организован паевой инвестиционный фонд БКС – Фонд «Халяль», направляющий денежные средства инвесторов исключительно в финансовые инструменты, одобренные Исламом [8].

      Тем не менее развитие мусульманских банков может тормозиться в связи с отсутствием соответствующего законодательства федерального уровня [7].

      12)Цифровизация исламской экономики и рост осведомленности об исламской экономике в Евразии

       

      В современном мире на мировом рынке появляется огромное количество халяльных товаров и услуг, спрос на которые достаточно велик благодаря их соответствию стандартам качества, а также значительному росту мусульман-потребителей [7].

      В настоящее время многие немусульманские современные транснациональные корпорации занимаются производством халяль-продукции. Например, это Nestle (Швейцария), Baskin-Robbins, Subway, Kraft, Gerber, McDonald’s, KFC, Cargill, Nema Food Company, Midamar (США), Tesco (Великобритания), Alibaba (Китай), Namet Gida, Banvit (Турция) и Carrefour (Франция).

      Важно отметить, что после халяльсертификации в корпорациях наблюдался значительный рост клиентской базы и прибыли, что свидетельствует о выгодности подобного рода мероприятий. [7].

      В Российской Федерации также существуют компании, прошедшие халяльсертификации. Например, это Кондитерская фабрика «Победа», АО «КФ «Славянка», ООО «Лорен Плюс» и т. д.

      При этом цифровые технологии можно назвать главным каналом в поиске и привлечении клиентов.

      Распространение исламской модели учета становится возможно в случае повсеместного развития исламской экономической системы в целом. На основе рассмотренных в табл. перспектив, можно сделать вывод о том, что позитивных тенденций, больше, чем негативных, что подтверждает вероятное стремительное ее признание и распространение в ближайшем будущем. В целом же, на наш взгляд, возрастание популярности данной модели неизбежно.

      В качестве основных перспектив развития исламской модели бухгалтерского учета можно выделить сближение с МСФО, а также внедрение части стандартов ААОИФИ в международную практику и РСБУ, что может быть обусловлено увеличением заинтересованных в этом лиц (в связи с естественным ростом мусульманского населения, его ускоренной миграцией и прозелитизмом, что в целом может означать исламизацию многих стран).

      Распространение исламских стандартов может быть вызвано увеличением мусульман-потребителей, соответствующим ростом спроса на халяль-продукцию и, как следствие, необходимостью компаний подстраиваться под предпочтения своих потребителей путем прохождения халяль-сертификации и получения услуг исламских финансовых организаций. Все это, в свою очередь, может потребовать определенной модификации существующих систем бухгалтерского учета в сторону сближения с исламской моделью.

      На сегодняшний день сотрудничество с исламской моделью учета и заимствование отдельных элементов ее опыта могут быть полезны и выгодны, как для отдельных экономических субъектов и стран, так и для всего мирового сообщества. Так, например, если говорить о российской учетной практике, то следует отметить, что заимствование исламского принципа полноты и понятности отражения данных в бухгалтерской финансовой отчетности может значительно увеличить уровень полезности информации, представляемой российскими компаниями пользователям, что позволит приблизить современную систему российского бухгалтерского учета к новой, актуальной его Концепции [16].

      Таким образом, исламская модель бухгалтерского учета прошла долгий путь становления и развития и на сегодняшний день представляет собой сложную систему отражения хозяйственных и финансовых операций мусульманского общества в соответствии с законами шариата. В целом, учитывая ее специфику и рассмотренные тенденции дальнейшего функционирования и распространения, в будущем возможна ее лидирующая позиция на международной арене. 


      Библиографический список:

      1 Умаров Х.С. Конвергенция исламских стандартов бухгалтерского учета и МСФО // Финансовый бизнес. 2013. № 3. С. 68–71.

      2. Арчакова-Ужахова М.Б. Исламский бухгалтерский учет: особенности развития на рубеже XX-XXI вв. // Экономика, предпринимательство и право. 2018. №4 (8). С. 245-256.

      3. Аблазов Н.Х. Исламская модель бухгалтерского учета: предпосылки возникновения и история развития // Наука, техника, образование. 2020. С. 60-68.

      4. Трунин П. В., Каменских М. В., Муфтяхетдинова М. Р. Исламская финансовая система: современное состояние и перспективы развития // Институт экономики переходного периода. Научные труды № 122Р., Москва: 2009. - 84 с.

      5. Pew Research Centre. // [Электронный ресурс]. URL:  https://www.pewforum.org/2015/04/02/religious-projections-2010-2050/ (дата обращения: 25.09. 2021).

      6. Ахунов А.М., Ахмадуллин В.А., Беккин Р.И., Долгов Б.В., Емельянов А.Л., Ефимова Л.М., Рыжкова Е.А., Сапронова М.А., Сурков Н.Ю., Суворова Ю.К., Ходынская-Голенищева М.С. Ислам в мировой политике в начале XXI века // учебное пособие, Москва: МГИМО, 2016. – 345 с.

      7.  Андрей Шаронов, Джей Ниббе, Кайрат Келимбетов, Исламская экономика – самая быстрорастущая крупная экономика. Евразийский фокус // Институт исследований развивающихся рынков бизнес-школы СКОЛКОВО (IEMS). 2018. – 130 с. // [Электронный ресурс].  URL: https://iems.skolkovo.ru/downloads/documents/SKOLKOVO_IEMS/Research_Reports/SKOLKOVO_IEMS_Research_2... (дата обращения: 26.09. 2021).

      8. Брюков, В. Г. Исламские банки: специфика услуг и возможности на российском рынке / В. Г. Брюков // Международные банковские операции. – 2012. – № 3. – С. 41–45.

      9. Приказ Минфина РФ от 27.12.2007 № 153н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов"» (ПБУ 14/2007) (ред. от 24.12.2010) (Зарегистрировано в Минюсте РФ от 23.01.2008 № 10975) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»

      10. Воронова Е. Ю. Исламская модель бухгалтерского учета: социальные, этические и духовные аспекты развития // Учет. Анализ. Аудит. — 2017. — №4. — с. 93-98.

      11. Клеблеева Р.Ш. Исламская модель бухгалтерского учета: предпосылки возникновения и история развития // Проблемы современной экономики. 2014. С 272 – 278.

      12. Юсупова А.Р., Закирова А.Р. Исламская модель бухгалтерского учета как специфический подход к развитию учетной науки // Сборник научный трудов по материалам VII Международной научно-практической конференции, - 2019. С. 293-297.

      13. Борлакова Т.М., Кубанова Л.А. Исламская экономическая модель: особенности, современное состояние и перспективы дальнейшего развития // Вестник академии знаний. 2020. № 1 (36). С. 35-40.

      14. Ахмедова Э. С. Вопросы занятости женщины в исламской экономической модели // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки.  2015. с 131-132.

      15. Харисова ф. И., Юсупова А. Р., Харисов И. К. Общая характеристика бухгалтерский стандартов для исламских финансовых учреждений // Международный бухгалтерский учет. 2018. № 2 (240). С. 138-148.

      16. Котова К. Ю., Алексеева П. В. О необходимости совершенствования концепций бухгалтерского учета и отчетности в России // Актуальные вопросы современной экономики. 2019. №1. С. 286-294.

       

       

       


      Дополнительно

      Дополнительная вкладка, для размещения информации о статьях, доставке или любого другого важного контента. Поможет вам ответить на интересующие покупателя вопросы и развеять его сомнения в покупке. Используйте её по своему усмотрению.

      Вы можете убрать её или вернуть обратно, изменив одну галочку в настройках компонента. Очень удобно.

      Назад к списку
      • Научная деятельность 22
      Компания
      О компании
      Сотрудники
      Отзывы
      Вакансии
      Цены
      Услуги
      Бухгалтерский учет
      Дополнительные услуги для бизнеса
      Налоговый учет
      Сопровождение учета у ИП
      Контакты
      +7 342 2366995
      +7 342 2366995
      +7 9194449977
      Заказать звонок
      E-mail
      mbperm159@gmail.com
      Адрес
      614068, Пермский край, г Пермь, ул. Ленина ,76 - 2 этаж (оф 38)
      mbperm159@gmail.com
      614068, Пермский край, г Пермь, ул. Ленина ,76 - 2 этаж (оф 38)
      © 2025 Мой Бухгалтер
      Политика конфиденциальности
      Разработано в